Смотрите также
Никифоров Е. Из Лодомского прихода Архангельского уезда.
В нынешнем 1888 году исполнилось 200 лет построению и освящению холодного храма в нашем приходе. Храм посвящён памяти св. великомученика Георгия. Неизвестно, впрочем, какого месяца, числа и года начат строением храм, неизвестен также месяц и день освящения его, но по клировым ведомостям и другим записям временем построения его значится 1688 год. Сообщаем списки с благословенных грамот на построение и освящение церкви.
1. Список с грамоты на построение церкви.
Божиею милостию Преосвященный Афанасий Архиепископ Колмогорский и Важеский. В нынешнем во 194 * году Сентября в 7 день били челом нам, Преосвященному Архиепископу, Колмогорскаго уезда Лодомской волости церкви великомученика Георгия приказщик Ивашко Горлишев и все тое волости крестьяне и в челобитной их написано: в той де Лодомской волости церковь великомученика Георгия стоит многия лета над рекою и от многолетняго стояния обетщала и водою подмыло, и Божественной литургии служить в ней невозможно, и нам Преосвященному Архиепископу пожаловати б их велеть вместо тое ветхие церкви построить им новую церковь во имя тогож св. великомученика Георгия на новом месте и о том строении дать им нашу архиерейскую благословенную грамоту. И аз Божиею милостию Преосвященный Афанасий Архиепископ Колмогорский и Важеский слушал челобитья Лодомской волости церковнаго приказщика Ивашка Горлишева и всех той волости крестьян, пожаловал их, благословил, указал им в той волости Лодомской ветхую церковь великомученика Георгия разобрать и на новую церковь лес и всякия припасы готовить и в том (?) построить новую церковь во имя тогож св. великомученика Георгия на новом и гожем месте, а верх на той церкви построить не шатровой, и алтарь построить кругло тройной и в том алтаре построить помост выше церковнаго помосту двема степенми, а степенем высота полтретья вершка, а из алтаря в церковь выпуск того алтарняго помоста учинить до верхней степени два аршина, в тое ж церкви во олтарних стенах царския врата учинить посреди, а на правой стране тех врат учинить врата южныя, а на левой северныя, и святыя иконы поставить по чину, первое подле царских дверей на правой стороне вначале поставить образ Всемилостиваго Спаса, а подле того Спасова образа образ настоящаго святаго тоя церкви, а по левую страну царских врат меж северных вначале поставить образ Пресвятыя Богородицы и иныя образы по чину. А как та церковь построена и ко освящению изготовлена будет, тогда о освящении той церкви и о антиминсе бить челом нам Преосвященному Архиепископу, а для антиминса прислать к нам на Колмогоры Священника или Диакона, а не простолюдина. А крест на той церкви поставить четвероконечный по преданию святых Апостоли святых Богоносных отец и по древнему обычаю подобием таков, каков крест златый на Москве на Соборной церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы на большой главе, что у Великих Государей на онех поставлен из давных лет Благоверными Великими Князи, а каков тот крест и ему под сею нашею Преосвященнаго Архиепископа благословенною грамотою подлинное изображение. А старую церковь разобрать и бревна в чисте месте при реце огнем сожещи, и пепел всыпать в воду. Писан на Колмогорах в дому нашем лета 7194, 1 Октября.[Печать с благослов. рукою]
[Изображение креста с припиской: Разсматривал грамоту Неофит Епископ Архангельский 1823 г. 25 Марта]
На обороте - Дьяк Иосиф Кириллов
Примечание
* 7194 год от сотворения мира, или 1686 год от Рождества Христова
2. Список с грамоты на освящение церкви.
Божиею милостию Преосвященный Афанасий Архиепископ Колмогорский и Важеский, в нынешнем во 196 году Сентября в 21 день били челом нам, Преосвященному Архиепископу, Колмогорскаго уезда Лодомской волости священник Иаков Никифоров, а в сей челобитной его написано: по нынешнему Преосвященнаго Архиепископа указу и благословенной грамоте в той Лодомской волосте построена церковь во имя святаго великомученика Георгия и ко освящению та церковь совсем изготовлена, и нам Преосвященному Архиепископу пожаловати б ево велеть та новопостроенная церковь освятить во имя святаго великомученика Георгия и о том дать им нашу Архиерейскую благословенную грамоту. И аз Божиею милостию Преосвященный Афанасий Арихиепископ Колмогорский и Важеский слушал того ево священника Иакова челобитья пожаловал ево указом Колмогорскаго Спасскаго Большаго Собора Ключарю священнику Алексею да Диакону Ивану о том церковном строении досмотреть нашей Архиерейской благословенной грамоты, и буде та церковь построена против той нашей Архиерейской благословенной грамоты и та церковь освятить во имя святаго великомученика Георгия по чиновнику, иже... ему Ключарю дан антиминс к тому освящению и нашей Преосвященнаго Архиепископа казны ему Ключарю выдано. Писано у Архангельскаго города в походе нашем. Лета 7196, 25 Сентября.Печать такая же, что и у первой, только поломана. На грамоте приписка: Смотрел Неофит Епископ Архангельский 1823 г. 24 Марта.
Празднованию св. Великомученику Георгию у нас посвящен день 4 Июля. Почему этот день почтен здесь празднованием св. Георгию, на это нет прямых указаний в письменных памятниках, а равно нет никакого устного народного предания; одно только слышишь от прихожан на сей вопрос, что издавна отцами нашими так заведено. По предположительным же соображениям для празднования 4 Июля св. Георгию могли послужить следующие причины. Как известно, дни памяти св. Великомученика Георгия по месяцеслову падают на холодные месяцы: Апреля 23 и Ноября 3 и 26-го, а посему службу петь, особенно Литургию совершать в холодном храме, при малом числе молящихся, почти не возможно. Приход и ныне нельзя назвать многолюдным: 600 муж. и столько же женска, но это число удвоилось с 30 годов сего столетия, а что сказать, сопоставив такую прибыль в народоселении за 100 лет до 30 г. Посему надобно предположить, что в 17 и 18 веках не совершались службы в холодном храме во дни памяти св. Георгия. Далее, месяцесловные дни празднования св. Георгию - время у Лодомских крестьян самое рабочее, а напротив начало Июля месяца - время наиболее свободное от работ. И поныне прихожане месяцесловные дни св. Георгия не могут по занятиям своим посвятить празднованию. Главное занятие прихожан - заготовка и продажа дров для Архангельска - делает эти дни будними, непраздничными... 23 Апреля многие проводят в лесах верст за 30, 50 и более, занимаясь рубкою дров, если весна поздняя, или же сплавом их, когда ранняя. По выплавке наступает пашня, а за нею пиловка дров, которая всегда кончается к Петрову дню и к Богомолью. После же Богомолья, с 8 Июля здесь начинаются сенокосы, которые находятся далеко у моря в устьях Двины за 30 и более верст и по верховьям рек верст за 50, которые редко бывают кончены к Успеньеву дню. Затем, после уборки хлебов занимаются сплавом дров к Архангельску, а по замерзании рек доставкою дров на дворы архангельцев. Доставка дров на дворы производится в Ноябре и Декабре и потому дни 3 и 26 Ноября опять делаются будними, непраздничными. Очень возможно, что все это могло заставить прадедов перенесть празднование св. Георгию на 4 день Июля. Но главное, не послужило ли причиною посвятить день 4 Июля памяти св. Великомученика Георгия следующее событие, описанное в грамоте архиепископа Рафаила.
Смиренный Рафаил Божиею милостию Архиепископ Холмогорский и Важеский. В нынешнем 1710 году Июля в 13 день нам Преосвященному Архиепископу били челом нашей епархии Лодомской волости Богоявленской церкви священник Иаков Никифоров и подал челобитную за рукою, а в челобитной написано: в нынешнем году Июля в 4 (день) волею Божиею во время бурное от молнии на Георгиевской их церкви крест сломило и главу разшибло и шатер местами ломало и в церкви св. иконы палило и ломало ж и на помост церковный бросало и тябли поломало и паникадло медное большое разбило и в церкви и во олтаре во окнах окончины прибило; только же стене в церкви и во олтаре престола и жертвенника не рушило, и нам Преосвященному Архиепископу пожаловать бы ево священника Иякова велеть и благословить на той Георьевской церкви у шатра и главы ломаные места почнить и крест поставить новый и в церкви тябли поделать новые и святыя иконы поставить, а которыя иконы порушило и их поновить и окончины починить и чтоб о том при строении дать ему священнику нашу Архиерейскую благословенную грамоту. И аз Божиею милостию Преосвященый Рафаил Архиепископ Холмогорский и Важеский слушал того ево священника челобитья, указал и благословил ево священника на той вышеписанной Георьевской церкви у шатра и главы ломаные места починить и что где надлежит пристроить по угожему, а крест на той церкви поставить четвероконечный по преданию святых Апостол и святых Богоносных отец и по древнему обычаю подобием таков, каков крест златый на Москве на Соборной церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы на большой главе, иже у Великаго Государя на сенях поставлен в давних летех Благоверными Великими Князи. А каков тот крест подобием и ему под сею нашею Архиерейскою грамотою подлинное изображение, и в церкви тябла поделать новые и святыя иконы поставить по чину Церковному, а которыя иконы порушило и те иконы поновить и окончины починить, а старой всякой лес и щепу свозить к реке и сожещи, а пепел всыпать в реку. Писася на Холмогорах в доме всемилостиваго Спаса и в нашем Архиерейском 14 Июля.
Печать и изображение креста что и у первых грамот.
Таким образом это ужасное и грозное событие, в связи с вышеизложенными причинами, может быть, послужило причиною установления праздника местнаго в честь св. великомученика Георгия, именно в 4 день Июля. Если, как выше было сказано, дни памяти св. Георгия не праздновались, и в храме, посвященном его имени, не правилась никогда храмовая служба, то само Провидение научило сему установлению.
Священник Евгений Никифоров
Источник
Архангельские епархиальные ведомости. - 1888. - №11-14. - Неофиц. часть - С. 125-130.