Православные приходы и
монастыри Севера



Красновский приход

РФ: д. Труфановская, Плесецкий р., Архангельская обл.
РИ: с. Красное, Пудожский у., Олонецкая губ.

Приход

Красновский приход состоял из селений двух уездов - Каргопольского и Пудожского, - располагавшихся по берегам реки Онега, в 500 верстах от уездного города Пудожа. Приходские церкви находились на Пудожской стороне в с. Труфановская (Красновский погост).

Прихожан числилось: в 1910 г. - 2748, в 1912 г. - 2865, в 1914 г. - 2908, в 1915 г. - 2961 человек. Раскольников не было.

Церкви

Богоявленская церковь построена в 1640 г. Деревянная. В 1907 г. в церкви обновлён весь иконостас. Трапезный тёплый храм построен в 1864 г., расширен в 1904 г. Богоявленская церковь утрачена после 1929 г.

Вторая церковь - в честь вмц. Параскевы, построена в 1878 г. На 30 июня, 1 и 2 июля 1878 г. было назначено освящение трёх приделов. Деревянная, холодная. Сгорела в 1997 г.

Всего в двух храмах 6 престолов.

Часовни

9 часовен.

Причт

В XIX-XX вв. причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Всем выплачивалось жалование из казны - например, зарплата священника в начале XX в. составляла 400 руб. в год, диакона - 200 руб. в год. Были и другие доходы - пожертвования, доходы от причтовой земли. В собственности причта имелось - пахотной земли 6 десятин 471 сажен, сенокосной 7 дес. 623 саж. Прихожанами был построен дом для проживания священно-церковнослужителей.

Церковный староста

Церковный староста крестьянин Григорий Плешков упоминался в 1905, 1908 гг. В 1905 г. ему преподано благословение Св. Синода за "усердно-полезную службу". К 6 мая 1908 г. (день рождения императора Николая 2-го) награждён серебряной медалью для ношения на груди на Станиславской ленте. Не позже 1912 г. старостой утверждён Егор Федотов, в 1915 г. - крестьянин д. Костино Каргопольского у. Павел Григорьевич Костин.

Святыни

Особенно почиталась в приходе икона св. Параскевы, по народному преданию - явленная. Два раза в год "в Красно к Пятнице" собиралось множество богомольцев. 12 июля (29 июня по ст. ст.) в приходской деревне Шуреньге (Шуринге) Пудожского уезда праздновался день св. апостолов Петра и Павла.

Имущество

В конце 1913 г. был построен церковно-причтовый дом с двором, сараем и двумя хлевами.

Из жизни прихожан

Некоторые сведения о жизни и взглядах жителей прихода конца XIX в. можно получить из сообщений учителей Казанского и Ярославцева, опубликованных в Олонецком сборнике в 1886 г. Первая заметка - "Устьмошане": "Простой народ весьма любит присловья, которыми часто очень метко обрисовывает человека или местность. Про устьмошскихъ жителей говорят: Устьмошане - не крестьяне. Устьмошане - бесподошевники. Устьмошанки - залокотницы, не работницы. Нет ни соли ни муки, был-бы перстень на руки. Не хватило табаку, променяли на муку. Про соседей их, жителей Красновского прихода, говорят: Репняки. Репные брюшины. Репопашь. Верхота - пустота."

Вторая заметка называлась "Красновский погост":

"Красновский погост получил свое названиие от красивого местоположения по возвышенному берегу реки Онеги, почему сложилась поговорка: на сгорке весело, да есть нечего. По преданию же, погост получил свое название отъ Красной пожни, находящейся въ 150 саженях отъ церквей. От этой-то пожни и деревня называется „Красное“, так как в прежнее время пожня принадлежала этой деревне. Настоящее название деревни - Андрюковская. Теперь пожня принадлежит къ деревне Шуринге, потому что когда-то один изъ жителей деревни Красновской (Андрюковской) отдал эту пожню въ приданое своей сестре, вышедшей в замужество в деревню Шурингу (от слова шурин). Пожня получила название Красной от того, что в прежние времена на ней девицы и холостые устраивали хороводы. Девушки украшали голову повязками красного цвета, сарафаны по преимуществу носили красные.

В Красновском приходе сохранилось смутное предание о жительстве здесь Чуди. В 7 верстах от Красновского погоста за деревней Подкорильской указывают на ямы и называют их чудскими."

Благотворители

Прихожане Красновского прихода участвовали в многочисленных сборах пожертвований на самые разные нужды государства и общества. Так, осенью 1900 г. из Красновского прихода поступило пожертвований в пользу больных и раненых русских воинов в Китае на сумму 2 руб. 92 коп. В 1904 г. прихожанами было собрано 12 руб. 50 коп. в пользу больных и раненых воинов на Дальнем Востоке.

И, конечно же, помощь разного рода оказывалась собственной приходской церкви.

В 1903 г. был построен дом для местного причта, при этом особое усердие и содействие в этой постройке оказали бывший церковный староста Егор Зайков, бывший волостной писарь Александр Щеин и волостной старшина Стефан Зайков, за что им было преподано благословение и благодарность епархиального начальства.

В 1907 г. крестьяне приходской д. Костина Каргопольского у. Егор Васильевич Федотов и Леонтий Михайлович Плешков пожертвовали в приходскую церковь: Е.В. Федотов - двухъярусное бронзовое паникадило стоимостью 125 руб. и Л.М. Плешков - на украшение иконостаса в холодной Богоявленской церкви 100 руб.

В 1912 г. крестьянская вдова из д. Шуринга (Шуреньга) Мавра Ефремовна Фофонова пожертвовала в Красновскую церковь свидетельство 4%-ной государственной ренты в 100 рублей. Процент с этой ренты предназначался причту за вечное поминовение рабов Божиих Гавриила, Иоанна, Ефрема, Софии, Анны и - в случае смерти жертвовательницы - Мавры. Сам же капитал передавался в пользу церкви.

В том же 1912 г. были собраны 400 рублей на покупку позолоченного паникадила. Из них 120 руб. пожертвовал местный торгующий крестьянин Егор Плешков, 65 руб. церковный староста Егор Федотов, 60 руб. Егор Зайков, а остальные деньги по предложению священника Виктора Регова пожертвованы по пригласительному листу разными лицами. На постройку причтового дома и ремонт Красновской церкви крестьяне пожертвовали 400 брёвен и решили собрать на это 600 руб.

В 1914 г. пожертвовали в приходскую церковь: крестьянин Е. Зайков свидетельство 4%-ной государственной ренты в 100 руб., крестьянин д. Костино Павел Григорьевич Костин две лампады - одну бронзовую за 13 руб. и другую за 3 руб. В 1915 г.: начальник почтового отделения Павел Ковицкий - церковной утвари на 23 руб.

Источники

РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1111. Л. 1.

Бовкало А. А., Галкин А. К. Род Казанских в истории Олонецкой епархии. // Святые и святыни северорусских земель. (По материалам VII науч. региональной конф.). - Каргополь: Каргоп. гос. историко-архитектур. и художеств. музей, 2002.

ИИАК. Вып. 57. - Петроград, 1915. - С. 173.

Казанский, Ярославцев Н., учителя. Устьмошане. Красновский погост // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 2. Петрозаводск, 1886. С. 48.

ОЕВ. - 1900, №22, с. 764; 1903, №3, с. 66; 1904, №12, с. 348; 1905, №23, с. 676; 1907, №16, с. 409-410; 1908, №8, неоф. часть, с. 170-171; 1909, №6, с. 139; 1910, №32, с. 647; 1912, №23, с. 403; 1912, №25, с. 434, 435; 1913, №34, неоф. часть, с. 614-617; 1914, №3, с. 46; 1914, №13, с. 286; 1914, №29, с. 662; 1914, №33, с. 750; 1915, №8, с. 142; 1915, №22, с. 406; 1915, №34, с. 658.

Памятная книжка Олонецкой губернии за 1905 год.

Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел : По сведениям 1873 года. - Т. 27: Олонецкая губерния. - 1879. - С. 188.

Утонувшие в Красновском погосте // Олонецкие губернские ведомости. 1878. № 53. С. 647-648.


Дата последнего обновления: 07.06.2021

Священники

(1864)1871Казанский Михаил Иоаннович
18881900Воробьев Иоанн Иоаннович
19001914Регов Виктор
19141915Богоявленский Виталий Федорович
1916(1916)Дикаревский Сергий

Диаконы

18991900Богословский Иаков Алексеевич
19001910Воробьев Иоанн Иоаннович
19101912Виноградов Феодор Васильевич
19121912Ильинский Феодор
19131916Зайцев Тимофей
1917(1917)Тихомиров Константин

Псаломщики

18981903Мизеров Александр Михайлович
1903(1903)Размаринский Николай

Послужные списки