Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Стефанова Вотчинская Кирилло-Афанасиевская пустынь.

Описание Зверинского В.В. № 2094

Стефановская мужская пустынь, ныне крест и часовня в полуверсте от села Вотчи Вологодской губернии Устьсысольского уезда, в 77 верстах к юго-юго-западу от Устсысольска, при впадении реки Вотчи (Ожина) в реку Сысолу, с правой её стороны. Основана около 1390 года первым епископом Пермским Стефаном для распространения христианства между зырянами, жившими при реке Сысоле. Существовала ещё в половине 18 столетия и богослужение в ней совершалось на зырянском наречии.

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение пустыни

Находилась на правом берегу Сысолы. В настоящее время село Вотча Сысольского района Республики Коми.


село Вотча Сысольского района Республики Коми

Вотчинская пустынь

Вотчинская пустынь основана великоустюжским уроженцем святителем Стефаном Пермским.

В 1379 году иеромонах Стефан оставил Ростовский Борисоглебский монастырь и начал миссионерскую деятельность на зырянских землях. Первые проповеди Стефана прозвучали в Пыросе (ныне - город Котлас Архангельской области), расположенном при впадении Вычегды в Северную Двину.

В 1383 году основана Пермская епархия, Стефан назначен епископом Пермским, во Владычном городке в Усть-Выми устроен первый монастырь.

В 1384 году епископ Пермский Стефан основал пустыню в Вотче.

В 1586 году в Вотче стояли 4 церкви: приходская холодная Богородицерождественская, приходская теплая Флоро-Лаврская, за оградой монастыря - Кирилло-Афанасиевская теплая и Стефанова холодная. Монахов не было, в монастырской келье жил нищий.

Священник-белец служил в приходских церквях, в монастырских церквях служил иеромонах (чёрный поп).

В 1599 году сгорела Кирилло-Афанасиевская церковь.

В 1696 году на территории монастыря находились Стефановская и построенная в 1616 году Кирилло-Афанасиевская церкви, ограды уже не было, кельи развалились.

В Афанасиевской и Стефановской церквях служил белый священник Федор. Местные жители жаловались архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому Александру, что


село Вотча жалоба крестьян

Зыряне просили возобновить пустынь и поставить настоятелем знающего их язык иеромонаха Иоанна из Устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря, деды и прадеды которого служили раньше в этой обители.

Архиепископ Александр назначил иеромонаха Иоанна строителем, велел ему всё церковное имущество и земли Вотчинской пустыни переписать, территорию монастыря огородить, обустроить кельи и звать братию.

Иеромонах Иоанн прибывает в Вотчу и докладывает архиепископу Александру:


село Вотча пустынь

Священник Федор Артамонов, его родня и друзья посылают управляющему епархией свою челобитную, в которой просят «чёрному попу Ивану отказать, питаться ему старцу нечем, разве бродить по миру, по дворам, а доходов дать от нас ему нечево».

Архиепископ Александр приказал челобитных от «артамоновцев» впредь не принимать, монастырь - строить.

Восстановленная Вотчинская пустынь была бедна и малолюдна, и прекратила свое существование ранее 1738 года. В 1738 году пустыня упразднена официально.

Приходские церкви в Вотче

В 1750 году в Вотче находились четыре деревянные церкви: приходская Богородицерождественская холодная, приходская Флоро-Лаврская теплая (пострадавшая в пожаре 1738 года) и две беспризорные монастырские церкви (Кирилло-Афанасиевская и Стефановская).

В 1751 году обветшавшие монастырские церкви разобраны.

В 1773 году построена приходская деревянная двухпрестольная Кирилло-Афанасьевская церковь с приделом мучеников Флора и Лавра.

В 1790 году построена вторая приходская деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Стефана Пермского.

В 1829 году построена вместо деревянных каменная двухэтажная Богородицерождественская церковь в одной связи с колокольней. В ней четыре престола: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, мучеников Флора и Лавра, святителя Тихона Амафунтского.

На месте Стефановой пустыни построена однопрестольная каменная церковь святителя Стефана. В 1893 году Стефановская церковь разобрана и возобновлена в 1897 году в качестве кладбищенской церкви. В ней три престола: святителя Стефана епископа Пермского - главный, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и великомученика Пантелеймона.

Приписные часовни стояли в деревнях:

- Куниб (апостолов Петра и Павла, Усекновения главы Иоанна Предтечи и священномученика Власия Севастийского),

- Вадыб (святителя Николая Мирликийского, пророка Илии, мучеников Флора и Лавра),

- Велпон (святителя Тихона Амафунтского, Владимирской иконы Божией Матери и великомученика Георгия Победоносца),

- Серносская (Рождества Пресвятой Богородицы и Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня).

Приходские деревни Чумановская, Подгорская, Килянчейская, Пыстинская, Велмопская и Ягдорская располагались на той же стороне Сысолы, что и село Вотча. Деревни Вадыбская, Серносская, Кунибская и Шоръильская были через реку от церкви. Отдалённая деревня Паниельская находилась от церкви в 20 верстах.

В 1916 году в приходе проживали 3620 зырян, служил Прокопий Николаевич Шаламов, родившийся в 1876 году в Вотче в семье священника, выпускник Вологодской духовной семинарии 1899 года. В должности диакона состоял Щетинин Николай Александрович 1859 года рождения, выпускник Устьсысольского духовного училища. Псаломщиком был крестьянский сын Нахлупин Стефан Михайлович 1884 года рождения.

После революции 1917 года

В советское время Стефановская церковь и часовня в Велпоне уничтожены. Священник Прокопий Николаевич Шаламов расстрелян в 1931 году.

В настоящее время Богородицерождественская церковь выглядит так


Вотчинская Богородицерождественская церковь

Фото Михеевой Анны Сергеевны с сайта temples.ru. 2016 г.


Часовни в Кунибе, Вадыбе и Пустоши (Серносской) полуразрушены.

Источники информации

1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Усть-Сысольского уезда.

2. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. - Спб.,1897.

3. Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. - Вологда, 1880.

4. Воскобойникова Н.П. К истории поселений Яренского уезда в конце 16-начале 17 веков. // Аграрная история европейского севера СССР. - Вологда, 1970.

5. Вычегодско-Вымская летопись. // Историко-филологический сборник Коми филиала АН СССР. Выпуск 4. - Сыктывкар, 1958.

6. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ за 1872 год, № 18.

7. Русская историческая библиотека. Том 12. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Часть 1. - СПб, 1890.

8. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. - СПб, 1877 год.

9. Степановский И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. Вологда, 1890.

10. Шаламов П.Н. Церковно-историческое описание Вотчинского прихода Усть-Сысольского уезда.