Смотрите также
Из жизни Домшинского единоверческого прихода
Разные известия по епархии
Сгорение церкви. Благоч. Вологодского у. Павел Покровский донес, что единоверческая Николаевская Домшинская деревянная церковь в ночь на 13 Января, при бывшем сильном ветре, сгорела до основания от лопнувшего трубного лежня и при этом сгорела часть деревянной ограды, стоявшей под ветром. Местный причт и церковный староста находились дома при своих местах, и последний объяснил, что в 12-е число топил печь в церкви рано и закрыл ее в 9-ть часов утра благополучно. Вечером пробивал часы 7 и 9, но ничего не заметил, кругом же церкви не обходил, а потому и смрадного запаха не обонял. Церковь загорелась в 11-м часу, и пожар первым увидел свящ. Максим Горев, который, отходя спать, взглянул в окно, заметил красноту на снегу, выбежал на улицу и, увидев, что горит церковь, ударил в колокола: затем взял ключи от церкви, отпер оную, но огня и дыма не видел. Огонь показался вначале снаружи на крыше в северной стороне храма. Печь в церкви устроена была в углу северной стороны, и на потолке основание трубного лежня было близ капитальной стены, и огонь показался наружу около этого места по карнизу; все это с полной достоверностью заставляет предполагать, что пожар произошел от лопнувшего на потолке трубного лежня. А как вход в церковь был только один с западной стороны, а огонь, открывшийся наружу на карнизе при сильном северном ветре, весьма быстро охватил церковь и вход в оную, то и вынесли из церкви имущества столько, сколько могли бывшие на погосте лица, народ же из деревень стал подбегать тогда, когда вся церковь была объята огнем, а потому церковного имущества спасено немного. Прочее церковное имущество - иконостасы в обоих отделениях с иконами, казнохранилище, старостинский ящик с месячным доходом и купленными свечами и остальное все, что было, сгорело; при этом сгорели также: опись бывшего церковного имущества и хранившаяся в церкви ставленая грамота священника Максима Горева. В казнохранилище, по показанию старосты Крюкова и согласно с записью в приходорасходной книге сгорело наличной церковной суммы 56 руб. 44 коп., колокола весом в 50 пуд. растопились. Всего убытку причинено пожаром до 5.000 руб.
По рассмотрении этого дела, определением Епархиального начальства 21 Января постановлено: на основании 53 ст. Уст. дух. Конс. просить Вологодское Уездное Полицейское Управление произвести дознание о причине пожара, совершенно истребившего почти со всем имуществом Единоверческую Домшинскую Николаевскую деревянную церковь и о последующем Консисторию уведомить. Приходскому причту предписать: 1) спасенное от пожара церковное имущество: иконы, книги и документы хранить в приличной кладовой под надлежащим и тщательным присмотром, более же важное и ценное - Св. Антиминсы, напрестольные кресты, Евангелия, дарохранительницу, потир с принадлежностями, священнические облачения, воздухи и шелковые платки сдать по описи на хранение в православную Христорождественскую ц., находящуюся в одном селе, с дозволением в ней же, по соглашению с настоятелем, совершать литургию и браки, если окажется нужным, а прочие богослужения и требоисправления, как то: погребение усопших могут быть отправляемы на самом кладбище, особенно при хорошей погоде, а крещения, всенощные бдения и проч. в домах причта или других, если они удобны и чисты, 2) церковные текущие доходы вверить причту со старостой, 3) священнику Гореву за неимением законных оснований к возобновлению сгоревшей ставленой грамоты, выдать на отправление в своем приходе пастырских обязанностей указ, 4) затем причту и старосте вменить в обязанность поощрять прихожан к сооружению нового храма в возможно скором времени, на что и просить разрешения отдельно от этого распоряжения.
Источник
Вологодские епархиальные ведомости. №4 за 1885 г. С. 43-44.
Из Домшинского единоверческого прихода Вологодского уезда
Священник Домшинской Николаевской единоверческой церкви Вологодского уезда Александр Соболев рапортом от 11 июля донес Его Преосвященству: «в половине истекшаго июня месяца в большей части деревень прихода появилась сибирская язва на скоте, быстро унесшая много крупнаго скота, по преимуществу лошадей. 15 июня в воскресенье по случаю бедствия храм был переполнен молящимися, между тем как в прежние годы воскресные дни в Петров пост были днями гулянья, и церковь обыкновенно не посещалась народом. Пользуясь большим стечением народа, за Литургией мною было произнесено 88-е поучение Св. Иоанна Златоустаго в 10 нед. на память Всех святых «о казнях Божиих», с призывом прихожан усерднее помолиться Господу Богу об избавлении от праведнаго гнева (моровой язвы) и безропотно переносить наказание Божие, посылаемое за наши грехи, и уподобиться в терпении праведному Иову. По окончании Лигурии было отправлено молебное пение об избавлении от смертоносной язвы. В это же самое время два крестьянина из прихода, по неосторожности, заразились язвой от павшей лошади и скоропостижно умерли, чем в особенности усугубили панику в народе. Народ Домшинский, за последние 1 1/2 года охладевший к храму Божию, с быстротою потока устремился в храм и до 24 июня, включительно, ежедневно церковь переполнялась молящимися за утренними и литурийными Богослужениями, а после Литургии был совершаем крестный ход по селениям для служения в них водосвятных молебнов и кропления скота освященною водой. При этом причт с крестным ходом совершал молебствия до самаго вечера, не заходя в селениях ни к кому на дом, и до 24 числа, начав с 16 числа, успел побывать в 33-х селениях. Даже жители тех селений, где около половины раскольников, у которых никогда подобных богомолений не бывало, с усердием все приходили в храм к литургии и потом усердно просили прибыть с крестным ходом в их селения для служения молебнов и окропления скота. Во время богомолений, по окончании молебнов, целования креста и окропления св. водой, крестный ход двигался в следующия селения, а жители, не смотря на горячую летнюю рабочую пору, от мала до велика все сопровождали св. образа до следующаго селения, где также отстаивали молебен и только тогда возвращались домой. При такой торжественной религиозной процессии у многих появлялись от умиления искрения слезы, чем в особенности поддерживалась бодрость переутомленнаго от дальних путешествий (несколько селений от храма отстоят на 7, 8 и 9 верст) причта.
Кроме сего, в эти дни было исповедано пред литургиями более 100 человек, большею частию давно не говевших или не успевших исполнить сей христианский долг в минувшую св. четыредесятницу.
В некоторых селениях раскольники нетовцы не только сами пригоняли свой скот для окропления, но и во время молебнов стояли вместе с православными и без сомнения мысленно молились; даже нетовский наставник и его пасомые в дер. Диаконице (где есть и моленная нетовцев), которые прежде никогда не показывались во время богомолья, отправляемаго в этой деревне 20 июля, выслали своих семейников на улицу к молебну и пригнали свой скот для окропления его священником (по их мнению «еретиком»), чем в особенности, в год посещения Божия явно показали, что их вера, которую они считают единственно правою, не права и мало надежды при ней на милосердие Божие, иначе не было бы надобности прибегать к молитвам священника. Крестные ходы и молебны в селениях, при коих священником были говорены краткия поучения народу об усердии к молитве вообще и к церковной в особенности и о терпении без ропота при постигшей каре Божией, настолько благотворно повлияли на приход, что 10 селений, где ранее никогда не бывало летних богомолений и где в особенности ютится раскол, заявили священнику о своем непреклонном желании и на будущее время в избранныя по указанию священника праздничные дни всегда приносить св. образа из церкви для служения пред ними молебнов в селениях и чтить эти дни особыми праздничными, отнюдь не допуская в оные кому-либо употреблять спиртные напитки.
Душевно радуясь о таком религиозном возрождении моих прихожан я, по слову Божию «от избытка сердца уста глаголют», не могу не доложить Вашему Преосвященству о своей радости и в то же время радости и всего прихода, умилявшагося при торжественных крестных ходах и утешающагося тем, что милосердый Господь услышал молитву нас грешных и умалил лютую язву».
На подлинном рапорте Его Преосвященство положил 11 июля резолюцию: «Господь, вразумляющий заблуждающих проявлениями своего правосудия и милующий кающихся, да укрепит веру Домшинцев».
Источник
Прибавление к ВЕВ, №15 за 1903 г. Стр. 445-447.
Миссионерские поездки в Домшинский и Устиновский приходы Вологодского уезда
С 9 по 16 октября мной совершена поездка в Домшинский Николаевский единоверческий и Устиновский Георгиевский приходы Вологодского уезда. В Домшине произведены две беседы в деревнях Давыдове и Леушкине.
11 октября была беседа в дер. Давыдове, среди населения который есть последователи и склонные к нетовщине и расположенные к секте странничества. Один крестьянин принес на беседу свой большой катехизис, по нему и была проведена беседа о главнейших предметах вероучения: о Церкви и таинствах. С особенной подробностью останавливались на вопросе о втором крещении. По Толковому Апокалипсису св. Андрея Кесарийского были прочитаны и объяснены места о пророках Илии и Енохе (Апок. XI, 4-12) и о состоянии Церкви Христовой во время гонения при антихристе (Ап. XII, 6). Народу на этой беседе было немного. Время стояло рабочее, многих не было и дома,- заняты заготовлением к зиме дров, хвои и т.п. крестьянскими работами.
12 октября в Единоверческой церкви во время Литургии мной сказано было поучение на Евангельское чтение недели 20-й о молитве домашней и церковной. После обедни ездили беседовать в дер. Леушкино. Здесь в последние годы усилилась нетовщина. Вблизи деревни выстроена молельня, куда собираются молиться и где постоянно живет несколько старух - последовательниц нетовщины. Беседа наша происходила в доме крест. Алексея Федорова, который упорно защищал раскол, хотя сам, кажется, числится еще единоверцем. Другой крестьянин, по имени Антипа, посидел в начале беседы, а затем ушел. Среди Домшинского населения самым острым местом является вопрос о крестосложении. Троеперстие не пользуются любовью, иного названия для него нет как щепе т. Беседа была посвящена обсуждению вопроса о клятвах собора 1667 г. и о порицательных отзывах писателей полемистов против раскола о двуперстии и других обрядах. Было полностью прочтено мной определение собора 1667 г. и объяснено, что клятвы лежат не на обрядах, которые сами по себе невинны, а положены клятвы на противящихся Церкви, которые говорили во время собора и ныне продолжают говорить: «церкви быти не церкви, архиереи не архиерей, священники не священники». Первые расколоучители и их последователи «нарицаху книги печатныя нововсправленныя и новопреведенныя при Никоне бывшем патриархе быти еретическия и растленны..., и весь архиерейский чин и сан уничижиша. Мнози христиане отлучишася церковнаго входа и молитвы, и о гресех своих покаяния и исповедания и приятия Пречистаго Тела и Крове Христовы лишишася». Вот эти раздорники поставившие знаменем своего непокорения и противления Церкви двуперстие и другие, мнимо старые обряды, и преданы проклятию «дондеже уразумятся и возвратятся в правду покаянием». Очевидно [что], речь в Соборном Деянии идет о людях, а не об обрядах, и не на них лежит церковное отлучение, ибо обряды не могут ни уразумевать, ни приходить к покаянию. Для лиц, сознавших погибельность раскола и необходимость священства и таинства и не могущих всецело расстаться с привычной для них обрядностью, Православная церковь и учредила единоверие. Раскольники возражают, что митрополит Платон или Святейший Синод Русской церкви не могли пойти против своего же собора и нарушить его определения положенные с клятвой. Это возражение старообрядцев имело бы силу, если бы на соборе утверждены были определения, касающиеся догматов веры,- таких определений никто не мог бы изменить, но Собор 1667 г. догматических определений не сделал, а касался только обрядов и церковных порядков, посему в последующем Церковь, преуспевая на лучшее и применяясь к обстоятельствам времени, может сделать другие определения по тем же вопросам. Пример Апостола Павла дает к этому ясное указание. Собор Апостольский в Иерусалиме постановил не обрезать вступающих в Церковь Христову (Деян. XV, 23-29), но Ап. Павел вопреки этому постановлению Апостольского собора обрезал Тимофея «ради Иудеев, находившихся в тех местах» (Деян. XVI, 3). Старообрядцам сделано Церковью снисхождение, дан легкий путь к единению с ней, но они и доныне противятся Церкви и изыскивают все новые и новые препоны к единению. Теперь говорят: «У вас две Церкви: великороссийская (православная) и единоверческая»! Понятие о Церкви Христовой они не могут уяснить, и вместо него в сознании их преподносится каменная или деревянная церковь ближайших к ним сел. Кроме вопроса о клятвах и единоверии рассуждали еще об имени Иисус, по поводу филологического разбора этого слова свят. Дмитрием Ростовским. Раскольники нападают на него: зачем Дмитрий Ростовский обозвал Христа «равноухим»? В 15 главе, 1 части Розыска святитель Дмитрий указывает на то, что «первоначально имя Спасителя наречено было на еврейском языке, мы же русские приняли его от греков, у последних же имя Спасителево глаголется в три силлабы, а не в две токмо. Понеже ино знаменует Иисус, ино же Исус. Иисус толкуется с еврейскаго языка Спаситель, с греческаго же Исцелитель. Исус же что зна менует, внемлите: по-гречески icoc, по-нашему глаголется равный, у с же глаголется ухо: те два речения егда в едино место сложити, будет Исус, еже глаголется равноухий». Изо всего Розыска раскольники только и твердят о том, что Дмитрий Ростовский похулил имя Христово, между тем на ряду же читаем следующие слова: «Но не буди нам тако нарицати Христа Спасителя Нашего». (Розыск, ч.1, гл.15, стр.25 по Киевск. изд.). Из Розыска мной прочтена была глава об имени Иисус и показаны в древнем Апокалипсисе места, где имя Иисус написано с двумя i: iuc. Но с особенной настойчивостью на этой беседе я старался внушить слушателям мысли о вечности священства и таинства Причастия и о непреложности обетований Божьих, о Церкви Христовой.
Епархиальный миссионер священник Аполлинарий Заплатин.
Источник
Прибавление к ВЕВ, №5 за 1915 г. Стр. 127-129.
Тексты к публикации подготовил А.В. Пулькин.